Тазы,Салюки, Хортая борзая,такса, лайка
http://kronverskiy.ru/

Статьи о птицах и охота с ними.
http://kronverskiy.ru/topic460.html
Страница 1 из 1

Автор:  Лидия [ 21-11, 15:38 ]
Заголовок сообщения:  Статьи о птицах и охота с ними.

У СМЕЛОГО СОКОЛА - СИЛЬНОЕ ПОТОМСТВО
ИСКУССТВО СОКОЛИНОЙ ОХОТЫ У ТУРКМЕН УХОДИТ КОРНЯМИ В ГЛУБОКУЮ ДРЕВНОСТЬ

В VII веке прародитель туркменских племен Огуз хан, раздавая земли своим внукам, обозначил все 24 родовых знака — тамги — видами хищных птиц. Пять из них считались ханскими и на них изображались беркут, сапсан, кречет, ястреб и балобан, которых человек во все времена использовал в охоте. Более ранних находок, связанных с соколиной охотой, нет нигде в мире. Хотя, как считает председатель Национального общества сокольников Туркменистана Ата Эебердыев, истоки могут крыться значительно глубже: в фольклоре туркмен более четырех десятков пословиц и поговорок о соколиной охоте.

Сын потомственного сокольника, Ата Эебердыев сам почти сорок лет посвятил охоте, начав носить ловчих птиц на руке еще школьником. При этом он человек сугубо городской и достаточно занятой — работает главным консультантом Министерства юстиции Туркменистана. Но все свободное время отдает любимому увлечению, которое и увлечением-то назвать уже нельзя — это дело всей жизни.

— С детства я запомнил слова отца о том, что нельзя забывать народные традиции. Пренебрежение к своей истории, равнодушное отношение к национальной культуре приводят к духовному обнищанию народа, к нравственному умиранию. Воспринял эти слова как наказ. Туркмены всегда жили в гармонии с окружающим миром, соизмеряя с ним законы своего бытия. Соколиная охота — целый пласт древней культуры нашего народа, неотъемлемая составляющая его духовного наследия, одна из ярких традиций, дошедшая до наших дней без изменения. Однако это не означает, что народную форму общения с живой природой не нужно бережно хранить и развивать.

Мысль о создании центра, объединившего всех сокольников страны, зрела у Ата давно, но начать нужно было с устранения допущенной в отношении их несправедливости. В советское время под надуманным предлогом, что сокольники вредят природе, охота была запрещена, ловчие птицы изымались. Приходилось, рискуя, выходить на охоту тайком, по ночам. Настойчивость и упорство молодого юриста привели к тому, что общественный статус соколиной охоты был в конце концов признан, а содержание ловчей птицы узаконено. Но только в годы независимости появилась реальная возможность создать
Национальное общество сокольников. Сегодня Национальное общество — не просто собрание любителей поохотиться. Это научное учреждение, занимающееся селекционной работой по орнитологии, определению мест гнездовий птиц и контролю за ними, разведению соколов и туркменской борзой — тазы, этнографической деятельностью по сбору сведений о роли соколиной охоты в истории Туркмении.
Результаты туркменских сокольников не замедлили сказаться: в 2002-м они стали победителями международного шоу-представления в Астане, а в американском городе Амарилло (штат Техас) выиграли конкурс «Экология и человек». Победа дала обществу право быть принятым в Международную ассоциацию сокольников мира, штаб-квартира которой находится в Бельгии. Членами МАСМ являются 58 стран.

ЛЮДИ И ПТИЦЫ

В США и в некоторых странах Европы соколиная охота в силу сложности ее организации и дороговизны является развлечением для узкого круга состоятельных людей. Из-за отсутствия естественных условий она превратилась в показательные выступления, которые устраиваются на стадионах, в парках и носят характер шоу.

В Туркменистане понятие клубной элитарности отсутствует, а естественных условий — хоть отбавляй. Сокольником может стать любой. Члены общества — инженеры, юристы, врачи, журналисты, ученые, люди разных профессий и возрастов. Многие — потомственные охотники. Среди них и Мурад — сын Ата Эебердыева. Как и отец, он с юных лет носит на руке сокола.

— В уставе общества записано: «Каждый вступающий должен знать, уважать и соблюдать традиции соколиной охоты наших предков», — говорит Ата. — Мировыми учеными-орнитологами признано, что соколиная охота пришла в США и Европу через исламскую культуру. Законодательный закон мусульман — шариат — разъясняет необходимые условия дрессировки сокола и собаки, их напуска на охоте. Дозволенные и запретные методы добычи дичи и зверей детально регламентируются согласно исламским нормам бытия.

В течение шести-семи месяцев новички проходят теорию и практику с опытными наставниками. Наставник — высшее звание в обществе. Это самые уважаемые и почитаемые люди, настоящие корифеи охотничьего мастерства. Хоть всем им далеко за семьдесят, а кому-то, как яшули Аннааману Мовламову, и за восемьдесят, обучают они не дома за чашкой чая, а в полевых условиях, где и молодому сокольнику поначалу бывает нелегко. Учат не только правилам охоты, но и правилам поведения на природе.

Потом приходит пора экзаменов. И только после этого новобранцу дадут птицу для самостоятельной охоты. Однако и это еще не все. Лишь через год ему покажут места гнездовий и предоставят возможность самому выбрать себе птицу. Почему не раньше? Обучая, наставник еще и изучает своего ученика. Он должен убедиться в чистоте его помыслов и доброте намерений, которые не позволят охотнику превратиться в браконьера, варварски разоряющего гнездовья.

— Наши предки прекрасно понимали, что главным хранителем и защитником природы является человек, потому и выработали целый кодекс неписаных законов, которым мы первым делом обучаем наших сокольников, — говорит Ата. — Основная заповедь — не навреди! Как и прежде, браконьер попадает под общественное презрение и осуждение.

Традиционно туркмены использовали в охоте соколов-балобанов. Они крупнее, чем другие виды обитающих в этих краях соколов, и поэтому успешнее в охоте. Самое большое скопление балобанов в горах Ахалского и Балканского велаятов страны. Естественный отбор привел к тому, что более сильные и отважные соколы, не давали селиться рядом слабым сородичам — у сильного сокола не должно быть слабого потомства.

Оказавшись у гнезда, охотник должен соблюдать два наиважнейших правила: если там остался только один птенец, он не имеет права его брать, даже если для этого ему пришлось проделать долгий путь и подняться на самую высокую скалу. В опустошенное гнездо самец и самка уже никогда не вернутся. Также ни в коем случае нельзя брать «пухляка», то есть совсем маленького балобанчика. Ему должно быть не меньше трех недель, когда птенец уже оперился и готовится встать на крыло. Предпочтение отдается самке: она крупнее самца, у нее более развитые лапы. Если самец берет в день трех-четырех зайцев, то самка в два раза больше. Одна из народных примет: у хорошего сокола клюв крючком. Другая примета: если на языке птицы есть две черные полоски, то это смелая птица, добычливая. По уставу общества каждый сокольник может иметь не более двух ловчих птиц.

Воспитание юного сокола занимает около полугода. Все это время он сидит на стуле, цепко держа лапами спинку, привыкая к балансировке. Очень много зависит от правильного питания. Птицу кормят три раза в день и только свежим мясом. Если сокольник допускает ошибки в рационе, то удачной охоты от такого сокола не жди. За месяц до начала охотничьего сезона начинается носка: ежедневно, утром и вечером, в течение полутора часов сокольник должен носить птицу на руке. Этим снимается жир, накопившийся у нее за лето и идет наработка мышц. Через день-другой сокол сам начинает в определенный час безостановочно махать крыльями, как бы прося его «выгулять». Носка тренирует не только птицу, она воспитывает терпение, выдержку и дисциплину у ее хозяина — будущего охотника.
Иногда любители экзотики разводят соколов в домашних условиях в качестве декоративной птицы. Но сокол не попугай, нельзя ломать его природную сущность, принуждая к неволе, приучая к жердочке в клетке. Сокол — свободолюбивая птица и охота для нее — это жизнь.

ЭТОТ СЛАДКИЙ МИГ ПОБЕДЫ

С октября по февраль, жертвуя отпуском в санаториях и домах отдыха, городские члены общества выезжают за сотни километров в пустыню, собираются лагерем, и начинается то, чего они с нетерпением ждали весь год — охота. Питаются все это время мясом добытых животных и хлебом, который выпекают тут же, в песке, старинным способом. Запас воды завозят заранее.

Если дни стоят знойные, то охота ведется ранним утром и вечером: соколы не переносят жары. Соколиная охота — нелегкий труд. Да и эстетическая сторона соколиной охоты куда романтичнее ружейной и экологически чище. Охотник надевает толстую рукавицу, сажает на нее своего питомца, подзывает собаку и, преодолевая десятки километров, бродит по барханам в поисках добычи. В полете балобаны развивают скорость до 300 километров в час, их бинокулярное зрение позволяет увеличивать изображение в десять раз, пернатый хищник способен определить вид добычи за два-три километра.

Сокол одинаково хорошо приспособлен к воздушной и наземной охоте. В воздухе он без труда берет утку, фазана, кеклика, перепелку. На земле охотится на сусликов, иногда на пустынных котов и лис. Но высший пилотаж, самая трудная, поистине виртуозная работа для балобана — добыча зайца-толая. Этот серый каракумский ушастик — один из самых прытких и вертких грызунов в песках. Он бегает со скоростью до 80 километров в час и порой невозможно уследить за тем, как он растворяется в песке. Но сокол — птица не только выносливая, но и упрямая. Балобан будет выслеживать зайца до последнего. При этом сокол должен с ювелирной точностью просчитать расстояние и выбрать миг атаки. Случается, что зайцу все же удается юркнуть в норку. Но и это его не спасет: сокол садится у входа и ждет своего помощника — тазы. Вдвоем они караулят норку, ожидая появления хозяина. За сезон, который длится около четырех месяцев, сокол и тазы могут добыть до 150 зайцев-толаев.
Тазы — уникальная собака, выведенная далекими предками туркмен. Такой породы больше нет нигде в мире, как нет и подобной практики, когда сокол и собака работают в тесном контакте. Не случайно силуэты тазы и сокола помещены в орнамент древнейших туркменских ковров.

Работа в тандеме — штука непростая и тут всякое случается. Чтобы приучить сокола и тазы друг к другу, сокольники, подкармливая птицу, иногда кладут кусочки мяса на голову собаке. Если сокол хоть слегка поранит клювом борзую, он впредь будет относиться к ней с осторожностью. А вообще достаточно двух-трех совместных выходов, чтобы тазы и сокол начали работать синхронно.

Сокол — совершенное создание для охоты. Тазы — идеально приспособлена к суровым условиям пустыни. До сих пор в юртах чабанов и охотников для борзой отведено специальное место. В шубах, которые зимой носили сокольники, левый рукав делался шире, чтобы собака, согреваясь в холод на груди у хозяина, могла засунуть туда свою длинную, умную мордочку. Тазы — благородная собака, ее берегли, лелеяли, никогда не кормили объедками: она питалась тем же, чем и хозяин, и притом только вареной пищей. Летом борзых поили верблюжьим молоком — это увеличивало скоростные качества собаки.

Прежде всего, тазы служат охотнику ориентиром. Когда сокол, отлетев на большое расстояние, берет добычу, скрываясь в глубине барханов, собака взбегает на гребень холма, указывая хозяину путь. Пустыня — это не только пески, это еще и заросли кустарников. Если заяц прячется под саксаул, тазы помогает своему другу, выгоняя ушастика из-под веток. Но, сопротивляясь, толай может повредить крепкими задними лапами оперение птицы, и опять тазы бросается на подмогу и перекусывает зайцу конечности.

Есть непреложное охотничье правило: последний пойманный за день заяц отдается соколу — это его законная добыча. Если же сокольник хочет побаловать свою птицу, он добудет для нее парочку-другую мышей или сусликов — любимое лакомство балобанов.
Подходит к концу сезон. Уезжая, сокольники забирают с собой тазы, а соколы остаются с наставниками в песках до следующего приезда хозяина. В городской квартире им будет плохо. А здесь — летай, наслаждайся волей. Но не забудет ли за это время птица хозяина? Нет, не забудет. Сокол — птица памятливая. Любой сокольник поведает немало историй о преданности пернатых тому, чья рука стала для них опорой.

Почти половину своей жизни — 8-9 лет — тазы работают в паре с соколами. Соколиный век в несколько раз дольше — 35-40 лет, и трудятся воздушные охотники до последнего дня. Однако через пять-шесть лет «работы» балобанов выпускают на волю — они должны приносить потомство, растить птенцов. Эта древняя традиция, крайне редкая в мире, продиктована осознанием долга человека перед природой.
Собаки тоже не уходят «на пенсию», а участвуют в селекционной работе, к которой допускают только тех тазы, кто изведал, что такое охота, и сами становятся наставниками для молодых щенков. Гарагуш — борзую Ата Эебердыева в клубе называют «халипа», что значит наставница.

Так что же все-таки такое соколиная охота сейчас: спорт, развлечение или промысел?
— Это душевное общение с живой природой, — говорит Ата. — Здесь нет никаких материальных мотивов. Какая сокольнику выгода от охоты, если вся добыча ложится на общий стол? Впрочем, выгода есть: природа дает силу и мудрость, сокол воспитывает мужество и бесстрашие, собака учит преданности. Здесь ты учишься товариществу, становишься чище, добрее. А с чем сравнить энергетический обмен, происходящий между соколом и человеком, который соединяет их воедино? Возможно, в этом слиянии и кроется причина их вечной дружбы.

* * *

Ата Эебердыев в замечательный рассказчик. Его охотничьи истории — трогательные, забавные, поучительные, наполненные бесконечной любовью к родному краю, можно слушать часами. У Национального общества сокольников Туркменистана давно завязались тесные связи с коллегами из России, Украины, Казахстана, Грузии, Болгарии, Японии. И круг друзей, стремящихся ближе познакомиться с богатым культурным наследием и традициями туркменского народа, с каждым годом растет. Так, публикации Ата Эебердыева вдохновили Омское общество инвалидов на создание у себя «уголка туркменских сокольников», для которого Ата выслал атрибутику туркменских охотников, видеоматериалы. Вслед за этим родилось и «Содружество любителей живой природы». За успехи в деле сохранения и развития древних традиций туркменского народа Национальное общество сокольников Туркменистана было удостоено почетной награды президента Туркменистана.

В 2005 году Ата Эебердыев выступал в Абу Даби на проходящей в рамках ЮНЕСКО встрече членов МАСМ, обсуждавшей вопрос об объявлении традиций соколиной охоты духовным достоянием человечества. А недавно он вернулся из США, где в городе Керн (штат Небраска) прошла ежегодная встреча участников Международной ассоциации сокольников мира. На этот раз главной темой на обсуждение вынесли «Интеллектуальное содержание соколиной охоты». Всего на форуме было представлено 54 страны. Одним из наиболее интересных признали выступление руководителя Национального общества сокольников Туркменистана. За большой вклад в дело охраны природы, за развитие соколиной охоты и ее пропаганду общество было принято в почетные члены Международной ассоциации хищных птиц в Болгарии.

Владимир ЗАРЕМБО

http://www.turkmenistaninfo.ru/?page_id ... lang_id=ru

Автор:  Лидия [ 21-11, 15:39 ]
Заголовок сообщения: 

ОХОТНИК С ПТИЦЕЙ НА РУКЕ...
МАСТЕРСТВО СОКОЛЬНИКА ПЕРЕДАЕТСЯ В ТУРКМЕНИИ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ

Старика давно уже в селе звали не по имени. Халипа - наставник, учитель - так обращаются к нему сокольники, гушчи - охотник с птицей - говорят односельчане. Такое уважение семидесятилетний Аннааман-ага заслужил не только из-за возраста. Во многих семьях его принимают как самого близкого, родного человека. Причина подобного почитания становится ясной из рассказов старожилов аула.

В семье Аннааман-ага был единственным ребенком. Отец часто брал его на охоту, где он, затаив дыхание, не сводил глаз с охотящегося сокола. Ему, тогда восьмилетнему мальчику, не доверяли хищную птицу, зато с Каракушем - туркменской борзой собакой - тазы, возился целый день: он кормил ее вареным мясом, поил верблюжьим молоком, менял сухие травяные подстилки в собачьей яме, лечил полученные на охоте раны. Будущий продолжатель семейной традиции успешно познавал навыки охоты с ловчими птицами. Но Великая Отечественная война заставила отца-наставника расстаться с любимым делом. Он одним из первых в ауле ушел на фронт.

К выпуску сокола на волю мальчик отнесся по-взрослому, с пониманием - не все еще он познал в этой древней школе воспитания и содержания хищных птиц.

Два долгих года семья жила ожиданиями писем с фронта. И вот в один из дней, к полудню, когда солнце идет к зениту, а сельчане заканчивают работу и собираются за чаем, на окраине села появился знакомый грузовик. Это везли из райцентра самые необходимые продукты - рис, муку, чай... Водитель остановился как обычно возле сельской конторы. Джахан-дайза не стала будить спящего сына, вместо нее это сделал Каракуш. Мальчик проснулся от его громкого лая, прерывающегося радостным скулением. Мать с сыном не успели пройти и половины дороги, как увидели спешащих к ним навстречу соседей. Радостные голоса извещали о возвращении главы их семьи - Мовляма-ага. Аннааман побежал к собравшейся толпе. Фронтовика окружили взрослые и дети, он старался ответить на все их вопросы. А борзая Каракуш с радостным визгом кружилась вокруг хозяина. Хотя он заметил сына издалека, все же не смог устоять на ногах, когда тот бросился ему на шею. Ликующий от радости ребенок растерялся - перед ним был отец с двумя тяжелыми костылями. Уже дома семья слушала рассказ о боях, ранении, госпитале и операции. Два дня в дом героя шли люди - кто поздравить с возвращением, кто расспросить о своих близких.

Он привыкал к протезу на ноге и научился обходиться одним костылем, но все же пасти овец, как раньше, фронтовику стало не под силу. Достав свои нехитрые инструменты, он стал восстанавливать былые навыки по выделке овечьих шкур. Но мысли его были о соколе. Его радовал неподдельный интерес сына к рассказам об охоте.

Уже вторая неделя, как расцвела гармула - период появления потомства у сокола. Как выбрать будущего помощника в охоте, сын знал хорошо. В этом Мовлям-ага убедился, когда Аннааман после спуска в гнездо достал из-за пазухи халата птенца, о котором теперь должен был заботиться. Мальчик ставил капканы на песчаного тушканчика - незаменимое питание для маленького хищника. Птица привыкала к новому хозяину и терпеливо относилась к присутствующему при кормлении Каракушу.

Незаметно прошел этап взросления. Наступило время, когда сокольник должен приучить птицу к ношению на руке и возвращению к хозяину после свободного полета.

В середине октября, когда наступили холода, Мовлям-ага стал собираться на охоту - проверил капканы, подлатал попону для борзой, собрал охотничье снаряжение для птицы. Рано утром, накинув хоут - специальное верблюжье седло, на двухгодовалого корабля пустыни, крепко привязав мешки и флягу воды, отец с сыном покинули аул. Отец с соколом на руке сидел в седле, а рядом шли молодой сокольник и их четвероногий помощник. Заметив на песке следы зайца, они решили остановиться на ночлег. Изучив местность, опытный охотник стал ставить капканы. Для Каракуша под саксаулом вырыли яму, застелив ее сухой травой. Поужинав возле костра и накормив собаку, сокольники легли спать.

Утром, сняв попону с Каракуша и посадив сокола на руку, отец с сыном направились в сторону заячьей тропы. Первый капкан стоял нетронутым. Осмотревшись по сторонам, Мовлям-ага направился дальше. Аннааман увидел, как отец, обернувшись, взглядом показал ему тянувшуюся на песке неглубокую полосу - заяц, попавший в капкан, ушел за барханы. Обессилевший за ночь, он не мог уйти далеко, и они нашли его. Сокол равнодушно отнесся к пытающемуся убежать раненому животному, а рвущегося к добыче Каракуша пришлось удерживать на привязи.

Обычно в таких случаях первой спускают ловчую птицу. Мовлям-ага велел сыну с соколом вернуться в лагерь, предоставив борзой завершить первый охотничий день. Опытный сокольник понял, что птице предстояло побороть страх перед незнакомым объектом. Ближе к вечеру он подошел к изголодавшейся птице с мертвым зайцем и разрешил ей сделать несколько поклевок. А уже на следующий день, слетев с руки, сокол камнем падал на убегающую добычу. Чувство радости переполняло Аннаамана, ведь он первый раз самостоятельно напускал ловчую птицу. Ему мог позавидовать не только его сверстник, но и взрослый сокольник. За шесть дней охоты сокол добыл десять зайцев-талаев.

Когда сокольники вернулись в село, был уже полдень. Мовлям-ага не пошел в свой дом, а направился в сторону юрты бывшего сельского врача. Теперь здесь жила вдова врача Айна-дайза с тремя маленькими детьми. Слегка приоткрыв дверь, он поздоровался с хозяйкой и, достав из мешка освежеванного зайца, положил его возле порога. Затем так же он обошел дома не вернувшихся с фронта солдат. Отдохнув несколько дней, отец с сыном снова отправились на охоту, и так в течение пяти месяцев. Домой они приносили не более одного-двух зайцев. Остальных раздавали семьям погибших бойцов. Готовя еду, женщины оставляли кусочки мяса птице и собаке, и дети приносили еду в дом Мовляма-ага. Соколу и борзой нужны были силы на каждодневную охоту. Еще долгие послевоенные годы отец с сыном, борзой-тазы и с соколом на руке помогали односельчанам пережить трудную пору.

В 1951 году Мовлям-ага умер от полученных на войне ран. Перед смертью он часто просил принести к нему сокола. Аннааман долго сидел возле постели больного отца и слушал его наставления. Отец знал - сын продолжит дело его жизни.

Когда односельчане собрались на поминки Мовляма-ага, мальчик со слезами на глазах сообщил им о гибели в это утро сокола. Птица прожила без хозяина всего сорок дней. Эти храбрые и сильные птицы отличаются удивительной верностью.

Аннааман-ага - тренер Национального клуба сокольников. Он внес огромный вклад в возрождение и развитие национальной традиции туркменского народа - соколиной охоты с туркменскими борзыми-тазы.

Ата ЭЕБЕРДЫЕВ.

Председатель Национального клуба сокольников Туркменистана.

http://www.turkmenistan.ru/?page_id=9&l ... =date_desc

Автор:  Лидия [ 21-11, 22:52 ]
Заголовок сообщения: 

Рассказы туркменских сокольников

ВОСХИЩЕНИЕ - ВРАЧЕВАТЕЛЬ НЕДУГА!

Храня добрую память о погибших, люди окружали заботой вернувшихся с поля боя Великой Отечественной войны раненых бойцов.

Трудную фронтовую дорогу прошел и Аман-ага. Его нашли без сознания, когда невдалеке разорвавшийся снаряд отбросил его в глубокую траншею. В госпитале он медленно отходил от последствий тяжелой контузии, восстанавливалась координация движения, стал слышать и видеть. Но речь... Нельзя было назвать словами непонятные звуки, с трудом выговариваемые больным. Односельчане, зная, что он их слышит, при встрече приветствовали его, не утруждая вопросами. Иногда во сне Аман-ага ясно произносил некоторые слова и имена однополчан. И слышавшие его близкие с радостью надеялись на возвращение к нему речи. Но, проснувшись, фронтовик нервно выдавливал из себя все ту же, понятную только ему речь.

В бригаде строителей колодцев он пользовался уважением. Рыть колодец в сыпучих песках не только трудно, но и опасно. А старые и заброшенные, подлежавшие восстановлению, превращались в логова ядовитых змей, пауков и скорпионов. Обычно первым в такие колодцы спускают на веревке молодого козленка, который завидев опасность, начинает громко блеять. Тогда, отметив расстояние до опасного участка и вооружившись, вниз спускается человек. Аман-ага всегда это делал сам.

Вечера он часто проводил с соседом. Шестидесятилетний Черкез-ага был потомственным сокольником и интересным рассказчиком историй об охоте с ловчими птицами. В один из дней зимой Аман-ага попросил соседа взять его с собой на охоту. Первые три дня туркменская борзая-тазы в паре с соколом настигали добычу вдалеке от охотников. Но на четвертый день заяц, гонимый соколом и собакой, побежал в сторону Аман-ага и был пойман у него на глазах. Восхищенный слаженной работой собаки и хищной птицы, подготовленной умелым сокольником, он позвал Черкез-ага громкими словами: <Сосед>! Так к Аман-ага вернулась речь.



ВСТРЕЧА СО ЗМЕЕЙ

В АКТАКЫРЕ

Актакыр - так называется место в пустыне Каракумов, расположенное примерно в трехстах километрах от города Дашхоуза. Относительно редкие кустарники, небольшие барханы делали в этих местах охоту с ловчими птицами безопасной для сокола и удобной для человека. Два года назад мы разбили там свой лагерь.

Первые дни на охоте - это время разминки для ловчих птиц и борзых собак. Сокольник же занимается обустраиванием своего временного пристанища, изучает окружающую местность. Нужно собрать саксаул, создать необходимый запас топлива. Особому порядку должна отвечать обстановка внутри палатки. Фонарь, спички, нож и ружье должны иметь строго определенное место, что даст возможность быстро отыскать их при необходимости даже в кромешной темноте.

Каждый раз Джума-ага, готовя вечером ужин, оставшуюся свежую шкуру зайца бросал в огонь. Он объяснял это необходимыми мерами санитарии. Также считалось, что внутренности зайца могут послужить приманкой для опасных насекомых и змей.

В один из дней мы вернулись в лагерь поздно. Декабрьский вечер выдался морозным. Дав возможность отдохнуть старику, я приготовил ужин сам. После ужина я еще долго слушал рассказы опытного сокольника. Бросив несколько больших поленьев в костер, мы стали готовиться ко сну.

Проснулся рано утром от недовольного ворчания старика в мой адрес. И понял его упрек, увидев рядом с собой след змеи. Разделывая зайца для приготовления ужина, я оставил его шкуру и внутренности у входа в палатку. Запах крови привлек змею, и она заползла в наше жилище, после того как проглотила оставленные мной отходы. Меня удивило обоняние змеи. Ведь в это время года они находятся в глубокой спячке.

Часто ли подобное случается в природе? Не знаю. Но пишу о случае, свидетелем которого был сам.



УРОК КРЫЛАТОГО НАСТАВНИКА

Ата-ага часто вспоминал ловчую птицу, с которой удачно охотился несколько лет в песках. В тот злополучный день крупный степной орел преследовал сокола долго и упорно. Так и не настигнув его, все же разлучил с хозяином: напуганная птица, улетев далеко, не возвратилась.

В этом году старик разбил лагерь недалеко от колодца. Акуш (туркменская борзая) уже пятый год была его незаменимым помощником. Воспитание охотничьей птицы - нелегкий труд, требующий определенных навыков и терпения. Молодой сокол преследовал добычу настойчиво, но ему не хватало маневренности взрослого хищника. Ата-ага знал, что необходимо еще некоторое время.

На третий день в очередной раз за стремительной птицей помчался Акуш и скрылся за высоким барханом. Чтобы оглядеть окрестность, старик поднялся на небольшую возвышенность. Вдруг вверх взмыли две птицы. Они явно преследовали одну добычу. Сокольнику стало не по себе от одной мысли, что он в очередной раз может потерять своего воспитанника. Переходя от быстрого шага на бег, выкрикивая громкие слова, он направился в сторону большого кустарника, за которым исчезли птицы.

Когда, переводя дыхание, подошел к густым саксаульным зарослям, первым увидел мирно лежащего в тени Акуша. А невдалеке от него на добытом зайце сидели два сокола. Ата-ага сразу узнал свою старую взрослую птицу. Охотник стал осторожно продвигаться в их сторону. Одичавшая ловчая птица тут же взлетела и села невдалеке на склоне бархана. Достав приманку, хозяин стал подзывать ее. Слабо реагируя на знакомые движения и призывы, она не спешила возвращаться. А через некоторое время улетела.

Готовить ужин было уже поздно. Надев собаке попону и перекусив остатками обеда, старик лег спать.

На следующий день картина повторилась. Прямо на глазах старика неожиданно появившаяся взрослая птица первой ударила преследуемого Акушем зайца-талая. Охоту завершила молодая птица, захватив уже обессилевшую добычу.

Это была последняя встреча старика со своей давно улетевшей ловчей птицей. Рассказывая про тот случай, Ата-ага делает философский вывод: <Опытная>.


Ата ЭБЕРДЫЕВ, председатель национального клуба сокольников Туркменистана

Автор:  Лидия [ 23-11, 22:22 ]
Заголовок сообщения: 

"Лисица", Ю.А. Герасимов / Охота с собаками и беркутом

08.11.2008

Охота с гончими основана на том, что лисица, преследуемая собаками, ходит на кругах, придерживаясь хорошо знакомого ей района. Эти круги гонной лисицы нередко превышают в длину 10-15 километров, в результате собаки часто уходят так далеко, что охотники их не слышат. В связи с этим приходится предпочитать вязких и паратых гончих, от напористого преследования которых лисица теряется, под гоном идет менее осторожно, сокращает круги и часто вынуждена спасаться в чаще и крепких местах островных лесов.

Успех этой охоты зависит не только от качества работы гончих, но и от мастерства и сообразительности самих охотников. Они должны хорошо знать местность, уметь определять лисьи лазы и в случае надобности (изменение хода зверя, направления ветра) своевременно занимать наиболее удобные надежные переходы.

В этом способе охоты есть один очень важный момент - умение выследить зверя и своевременно пустить гончих. Набрасывать собак лучше на следы лисицы, идущей на лежку или поднятой с лежки.

При встрече с бродячей лисицей от охотников требуется большая маневренность, чтобы заранее занять лазы и перехватить зверя еще в начале гона. Иначе лисица уведет собак в свой, хорошо известный ей район часто на значительное расстояние и назад не возвратится, усложнив или совсем сорвав охоту.

Очень успешно охота на лисиц с гончими собаками проходит в малоснежные зимы. Местность, пересеченная лесными перелесками, зарослями кустарников, бурьянов и камышей, где лисица ходит под гончими на ограниченной территории, используя крепкие места и перелески между ними, также способствует успеху охоты. В этих условиях охотникам легко определять и занимать лисьи переходы и лазы. Если охотнику известны жилые лисьи норы, то занимать номер надо вблизи них, так как гонная лисица обязательно постарается побывать около них.

Нередко, спасаясь от ненастной погоды или от преследования гончих, лисица прячется в норе. В таких случаях необходима норная собака, которая выгоняет лисицу из логова наружу.

Охотник, расположившись в 10-20 шагах сбоку от норы, подкарауливает и убивает выскочившего зверя. Стоять против ходовых отнорков не рекомендуется, так как лисица преждевременно замечает охотника и подолгу отсиживается в норе. В некоторых случаях злобные и смелые норные собаки душат лисицу в норе и затем вытаскивают ее наружу.

Охота с борзыми собаками весьма добычлива и довольно широко распространена в открытых степных районах. Пеший или лучше верховой охотник с одной или двумя-тремя борзыми выезжает на рассвете в степь, отыскивает там мышкующую лисицу или поднимает ее с лежки и набрасывает на нее борзых. Собаки гонят лисицу по-зрячему и быстро догоняют ее.

С хорошей борзой (тазы) охотники берут за сезон до 100 лисиц.

Одна из самых добычливых и своеобразных степных охот на лисицу это добыча ее с ловчим беркутом. Охотник достает из гнезда или ловит сетью молодого орла-беркута и, постоянно ухаживая за ним, приучает его к позывному свистку и к нападению вначале на мелких, а затем и ни более крупных зверей.
Приученный орел становится надежным помощником на охоте, заменяя собаку и ружье. Верховой охотник выезжает в степь с беркутом, сидящим на правой руке, опирающейся на специальную подставку. Заметив лисицу, охотник срывает с головы птицы клобучок-чехол, закрывающий ей глаза. Взлетев и увидев зверя, орел быстро настигает его и хватает одной лапой за голову, а другой за спину. С ловчим беркутом добывают за сезон по несколько десятков лисиц.
Теги: книги, охота, лиса, виды охоты, нагоном, собаки, беркут,

Автор:  Лидия [ 03-01, 21:07 ]
Заголовок сообщения: 

:) :) :)

Автор:  Николай [ 21-01, 14:12 ]
Заголовок сообщения: 

http://www.youtube.com/watch?v=PUwyrRAZ ... re=related

Подборка фотографий с охот.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/