Питерский Охотник - Охота без границ! http://st-petersburg.dorus.ru/: http://st-petersburg.dorus.ru/: Таксы жестики. кролик, миник, черно-под. и мрамор
Регистрация    Вход    Форум    Поиск    FAQ



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 
Автор Сообщение
 Сообщение Добавлено: 24-03, 18:50 
Не в сети
Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-03, 01:20
Сообщения: 4308
Откуда: C. Петербург
Изображение


Не могу сейчас вспомнить откуда статья, скопировано с Казахского издания. Так что прошу заранее прощения..

Охота в Казахстане.

Одна из самых неповторимых особенностей Казахского быта. Самого охотника называют кус-беги или беркутчи. Опыт дрессуры диких птиц накапливался веками, секреты передавались от отца к сыну. Раньше кусбеги было много, но в наши дни мы встречаем их все реже. Эти мастера обладают природным даром воспитания соколов, беркутов, орлов. Для них специально готовят снаряжение: покрывало, колпак, ложе, привязь.

Обученный беркут охотится на зайцев, лис, куропаток, черных рябчиков. Золотому Орлу под силу справиться даже с волком. Для первоначальной подготовки к охоте любому человеку пригодятся уроки опытного беркутчи. Нелегко приучить гордую и агрессивную птицу к охоте. Поэтому секреты дрессировки династии охотников-беркутчи передавали из поколения в поколение. Сезон охоты с беркутом начинается с установлением снежного покрова. Так было издревле: с беркутом ходили на охоту лишь зимой, когда мех пушных зверей был в цене. Обычными трофеями, помимо лис, бывают корсаки — степные лисы и зайцы, а раньше охотились также на сайгаков и джейранов. На крупных птиц пускают ястребов, а на мелкую дичь — соколов. Охота с ястребом, соколом, кречетом начинается с конца сентября, когда пернатые готовятся к перелету, и длится до первого снега.
Сценарий охоты с беркутом таков: беркутчи, удерживая птицу на руке, пускает коня вскачь, на ходу снимает с ее головы томагу — специальную кожаную шапочку и подбрасывает беркута вверх в направлении добычи. Хищная птица стремительно набирает скорость и в доли секунды настигает добычу. Результат охоты заметно улучшается, когда ловчей птице помогает борзая собака — тазы. Благодаря многовековой селекции в регионе получили породу борзых с отличительной способностью преследовать зверя, с особой зоркостью и максимальной резвостью. Эти характеристики отличают среднеазиатскую борзую. Раньше тазы использовали большей частью для безружейной охоты на зайца, барсука, сурка, волка и копытных животных.

_________________
«…История - это непрерывная борьба между правдой и сиюминутными политическими интересами, … но нельзя забывать, что интересы побеждают на мгновение, а, правда, навсегда»
Мурад Аджи


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24-03, 18:50 
Не в сети
Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-03, 01:20
Сообщения: 4308
Откуда: C. Петербург
Статья о прошлой истории и сегодняшнем состоянии казахской борзой, написаннaя Мухтаром Кул-Мухаммедом, советником-пресс-секретарем Президента и бывшим министром культуры Казакстана.

ОТРЫВКИ:

...с [тазы] у каждого казахского человека связана ностальгия по безвозвратно ушедшей вместе с предками эре вольных пастухов и охотников, о которой мы с детства напитаны увлекательными, будоражащими воображение историями и при одном лишь упоминании о которой у каждого казахского мальчишки загораются глаза и перехватывает дух.

...под этим же самым названием (тазы) культура эта встречается не только у казахов, но и у туркменов, у народов Кавказа (главным образом у северокавказских тюрков - ногайцев и кумыков), в Крыму (у крымских татар), а также в некоторых регионах России.

О борзых собаках говорится и пишется, что они способны развивать скорость 80 км/час. Но относится это не ко всем борзым. Например, длинная густая шерсть мешает "афганцу" бежать столь резво, так что указанная скорость движения характерна только для салюки и тазы. Другое сопоставление в пользу тазы: специально выведенный в сугубо спортивных целях английский грейхаунд (greyhound, амер. grayhound; иногда, как и скаковых лошадей, их называют также courser) в условиях стадиона превосходит тазы по скорости примерно на 5 км/час, однако не выносит бега на дальние расстояния и быстро выдыхается, не говоря уже о том, что он до обидного мало приспособлен к перемещению, ориентации и маневрированию в условиях естественного (дикого) природного ландшафта. Что касается навыков обращения с дичью, то, догнав даже домашнего кролика, этот рафинированный и незадачливый "спринтер" часто теряется, не зная, как ему поступить: то ли придушить длинноухого, то ли оставить грызуна и засеменить к хозяину.

Охотничья и боевая тактика тазы многообразна настолько, насколько многообразен ее противник: к каждому зверю у нее особый подход и прием. Хорошо натасканная тазы, догнав лисицу, старается сомкнуть челюсти на ее шее, а потом быстро скрутить, подминая под себя. Иногда, в зависимости от ситуации, тазы хватает лису за пасть, за ухо и даже за хребет. Но это поведение, характерное для малоопытных, легкомысленных, не в меру экспансивных собак. В случае же с зайцем сценарий более прост и стереотипен для большинства тазы, независимо от их квалификации и индивидуального психотипа: тазы сначала догоняет его, а затем хватает за что придется.

Особо могучие и незаурядные собаки, коих принято величать сырттанами (сверхъестественными), способны добывать и волков. Как рассказывал старый охотник Абен, тактика противоборства тазы с волком принципиально отлична от той, которую она применяет в отношении лисиц и карсаков. Нагнав уходящего от преследования волка, тазы не нападает на него с ходу, а затевает хитроумный маневр, то покусывая волка в ляжку и в пах, то ставя ему подножки. Ее цель на этом этапе - разозлить волка и вывести из равновесия, заставить его остановиться и вступить в драку, за время которой сзади подоспеет и хозяин собаки. Когда человек уже близко, а внимание загнанного зверя уже рассеянно, собака совершает решающий бросок и впивается волку либо в глотку, либо в загривок. Оба сливаются в один жутко вертящийся и рычащий клубок: Бесспорно, здесь многое зависит от спаянности команды, умения работать в тандеме, от слаженного взаимодействия охотника и собаки: если хозяин не придет на подмогу вовремя, то волк может покалечить тазы. А так опытному волчатнику остается лишь спрыгнуть с коня и, достав тонкий и острый охотничий кинжал, быстро прикончить серого.

Довольно много доводилось мне слышать о том, что некоторые быстроногие тазы догоняли и ловили даже джейранов, при этом хватая их на бегу за ляжку. Но вот о чем можно говорить, как о вполне достоверном: не имея достаточной физической силы, чтобы самостоятельно ловить крупных копытных - горных козлов, кабанов, оленей, тазы, тем не менее максимально применяют свое природное бесстрашие и быстроту бега: она поднимает и выгоняет этих зверей прямиком под выстрелы охотников.

...

Собака - друг человека, его надежный спутник и помощник. Так давайте заводить себе собак, но при этом уделяя должное внимание нашим отечественным породам. Тем более что, например, казахская борзая тазы давным-давно этого заслужила: на протяжении тысячелетий она сосуществовала с предками наших предков, служила им благородно и честно и через все это время пронесла свое имя гордо, не запятнав его ни с какой стороны.

В этом мире есть кому и как позаботиться о догах, бульдогах, боксерах, доберманах, пинчерах, овчарках, лайках, спаниелях, пойнтерах, шнауцерах, терьерах, ротвейлерах, далматинах, сенбернарах, таксах, лайках, болонках, пекинесах, чау-чау и еще о множестве прекрасных и удивительных пород: Но кто, как не мы, и где, как не здесь, должны позаботиться о хорошей жизни и светлом будущем для тазы?!

В самом центре Алматы на вершине высокого обелиска красуется символ нашей независимости - летящий сквозь тысячелетия "Золотой человек" на крылатом барсе с ловчей птицей на руке. Когда мне приходится бывать на площади Республики у его подножия, на память приходит легенда наших давних древних сородичей - индейцев-инков: "Когда великий творец Негайчо отправился в путь, чтобы сотворить мир, из всех живых существ он выбрал себе в спутники только собаку". Не знаю почему, но та единственная собака представляется мне в образе тазы.

Символ нашей независимости "Золотой человек" не имеет в своем окружении собаку. Но если бы таковая появилась рядом с ним, я уверен: ею была бы тазы.
Перекопировано с "Туран" форума

_________________
«…История - это непрерывная борьба между правдой и сиюминутными политическими интересами, … но нельзя забывать, что интересы побеждают на мгновение, а, правда, навсегда»
Мурад Аджи


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 20-03, 20:57 
Не в сети
Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-03, 01:20
Сообщения: 4308
Откуда: C. Петербург
Изображение
Изображение
Изображение

История Казахстана.


В 1991 году на геополитической карте мира появилось новое государство - Республика Казахстан.

История и культура Казахстана насчитывает многие тысячелетия. Одним из центральных является вопрос о происхождении коренного населения - казахов, формировании и истоках их государственности, развитии культуры и культурных традиций, взаимосвязи с другими цивилизациями.
Если обратиться к письменным источникам, то можно костатировать, что государственность у казахов сформировалась к 1470 году, когда на территории Казахстана, в его юго-восточных районах - Семиречье и в долинах реки Чу - казахские султаны Джанибек и Гирей смогли возглавить многочисленные племена, объединившиеся в племя "казах", "казахи".

В начале XVI века при Касымхане Казахское ханство укрепилось, расширились его границы, в состав ханства вошли сырдарьинские города Туркестан, Отрар, Сайрам, Сауран, Сыгнак, Сузак, Чимкент. Казахстан стал широко известен в Азии и Европе.

В истории мусульманского мира XVI век - важная веха, с которой начинается отсчет нового времени. "В новой истории мусульманства, писал выдающийся востоковед В.В.Бартольд, - в противоположность очень быстрой смене династий и вообще политической неустойчивости власти, небольшим размерам государств и поэтому отсутсвию какого бы то ни было патриотизма, мы теперь встречаем государства, которые там образуются. Мы видим мусульманскую державу Великих Монголов в Индии, затем Турцию, Персию..." Приблизительно в это же время в Центральной Азии возникло Казахское ханство, Яркендское ханство.

На исторической арене громко заявили о себе тюркоязычные казахи, узбеки, киргизы, каракалпаки.

Казахское ханство существовало вплоть до 1716 года, когда умер последний хан всех казахов Таукехан, и власть перешла в руки многочисленных степных ханов, каждый из которых возглавлял лишь отдельные группы казахов и территорий. Начался процесс дезинтеграции и упадка, завершившийся вхождением страны в состав Российской империи.

Этноним "казах", давший название государству, тюркское слово. По мнению большинства исследователей, он означает "вольный человек". Казахи были свободолюбивые кочевники и земледельцы, обладали огромными тучными стадами животных, богатыми пастбищами и плодородными землями в предгорьях и долинах рек. Однако говоря о казахах и первом государстве казахов - Казахском ханстве, необходимо знать, что происхождение этого народа так же как и истоки его государственности и культуры, восходят ко временам, уходящим далеко в глубь столетий.Уже в эпоху бронзового века, четыре тысячилетия тому назад, на территории Казахстана обитали племена так называемой андроновской и бегазы-дандыбаевской культуры. Они занимались земледелием и скотоводством, были прекрасными воинами, освоившими боевую колесницу.

В их обществе уже произошло расслоение: в нем выделялись простой народ и воины-колесничие, покровителем которых, по их представлениям, был бог Солнца, в честь которого исполнялись религиозные гимны.

Изображение колесниц сохранилось на скалах, где древние люди устраивали свои племенные святилища-храмы, крышей которых был небесный свод. На плоскостях обожженных солнцем черных скал люди выбивали сцены ритуальных плясок, изображения солнцеголовых божеств, могучих верблюдов и быков, воплощающих образы древних богов.

Курганы знатных воинов, разбросанные по казахстанским степям, отличаются грандиозными размерами насыпи и самой усыпальницы. Наиболее известны некрополи Бегазы и Дандыбай в степях Сары-Арки и Тегискен в Приаралье. Вместе с умершим в могилу клали его оружие: топор, бронзовый кинжал и копья, иногда - коней, впряженных в боевые колесницы.

Люди этой эпохи были не только прекрасными воинами, пастухами и земледельцами, но и великолепными металлургами. Из бронзы они изготавливали топоры, ножи, кинжалы, украшения.

Они же начали разрабатывать месторождения меди, которые используются до сих пор - это Жезказганские и Саякские медные карьеры. Жили люди в больших поселениях, в землянках и наземных домах, но были и древние города, окруженные стенами и рвами, застроенные жилищами строго по плану. В этих городах жили воины и ремесленники, жрецы и земледельцы. Обитали эти племена на территории Казахстана около тысячи лет - с XVII в. до н.э. до IX-VIII вв. до н.э.

На смену им пришли саки. Так называли этот новый народ древние персы, китайцы называли "сэ", а греки - "скифы". Это были кочевники, полукочевники и земледельцы. Но прежде всего они были прекрасными наездниками. Первыми в мире саки научились стрелять из лука на полном скаку. Именно скифский и сакский всадник послужил прототипом образа неустрашимого кентавра - человека-коня. Быстрые отряды степных рыцарей из горных и степных районов Евразии и, прежде всего, из Казахстана, перевалив в VII в. до н.э. Кавказский хребет , вторглись в Переднюю Азию, разоряли города, грабили дворцы и храмы. Обеспокоенный их успехами, ассирийский царь Ассаргадон (680-669 гг. до н.э.) искал с ними союза и вынужден был отдать скифскому предводителю Партатуа в жены свою дочь.

Конница саков появлялась то у стен городов Урарту, то в Палестине, то устремлялась к Египту. Именно саки разрушили Урартскую крепость Тейшебаини. Библейский пророк Иеремия восклицал: "Вот идет народ из северной страны... держит лук и короткое копье... Голос их ревет, как море, скачут на конях, выстроившись, как один человек... Лишь услышим весть о них, как опустятся у нас руки, туга и горе охватывают нас... вражеский меч наводит ужас со всех сторон". Лишь в конце VI в. до н.э. саки вернулись в свои степи, унося не только награбленную добычу, но и знания о культуре Мидии, Урарту, Ассирии. Позже саки вели кровопролитные войны с ахеменидами. Именно в битве с саками погиб в 530 г. "царь страны Парсуаш из рода Ахеменидов" могущественный Кир. Голова его по приказу сакской царицы Томирис была брошена в бурдюк, наполненный человеческой кровью. Затем саки, уже в союзе с персами, воевали против древней Греции, прославившись в битве при Фермопилах. Успешно сопротивлялись они воинам Александра Македонского, преградив "завоевателю мира" дорогу на Восток, за реку Яксарт (Сырдарья). В IV-111 вв. до н.э. саки создали на территории Казахстана свое первое государство, центр которого находился на территории Жетысу (Семиречье) в юго-восточном Казахстане. Цари саков одновременно исполняли роль верховных жрецов. Саки имели свою письменность, свою мифологию и выдающиееся искусство мирового уровня, получившее в литературе название "Искусство звериного стиля". Сюжеты - хищные звери и травоядные животные, борьба между ними.
Шедевры, сделанные из золота и бронзы, украшали экспозиции музеев мира.В огромных курганах саки хоронили своих царей, знатных воинов и жрецов, а вместе с ними в могилы клали множество золотых украшений, оружие, глиняную и деревянную посуду, бытовую утварь.

Вблизи города Алматы раскопан сакский курган Иссык, широко известный во всем мире. Под ним, в могиле, обложенной бревнами ели, на деревянном полу лежали останки сакского царя в одежде, сплошь покрытой золотыми пластинами. Голову его венчала высокая остроконечная шапка, украшенная изображениями крылатых коней, символизирующих солнечного бога. Длинный меч и короткий кинжал составляли вооружение. Вместе с царем в могилу посставили глиняные сосуды с кумысом, деревянные подносы с кусками мяса, драгоценные сосуды из серебра и бронзы. И андроновцы, и их потомки саки были далекими предками казахов, а сменившие саков усуни, жившие в III в. до н.э. - III в. н.э., до сих пор сохранили свое имя в названии одного из крупных казахских племен. Казахи-уйсуни и живут там же, где некогда обитали древние усуни - в Жетысу.

Большинство ученых считают, что андроновцы, саки и усуни были европеоиды. В пользу этого свидетельствуют антропологические исследования, но уже с середины I тыс. до н.э. в степях Евразии, в том числе казахстанских, появляются представители монголоидной расы, число которых постоянно увеличивалось.

Сложной была и языковая ситуация. Принято считать, что в течение I тысячелетия до н.э.население Казахстана было преимущественно носителем индоевропейских, индоиранских языков. Но сейчас все более утверждается мнение, что среди племен бронзового века, и особенно саков и усуни, имелись племена, говорившие на прототюркских языках.

В 1991 году на геополитической карте мира появилось новое государство - Республика Казахстан.История и культура Казахстана насчитывает многие тысячелетия. Одним из центральных является вопрос о происхождении коренного населения - казахов, формировании и истоках их государственности, развитии культуры и культурных традиций, взаимосвязи с другими цивилизациями.Если обратиться к письменным источникам, то можно костатировать, что государственность у казахов сформировалась к 1470 году, когда на территории Казахстана, в его юго-восточных районах - Семиречье и в долинах реки Чу - казахские султаны Джанибек и Гирей смогли возглавить многочисленные племена, объединившиеся в племя "казах", "казахи".В начале XVI века при Касымхане Казахское ханство укрепилось, расширились его границы, в состав ханства вошли сырдарьинские города Туркестан, Отрар, Сайрам, Сауран, Сыгнак, Сузак, Чимкент. Казахстан стал широко известен в Азии и Европе. В истории мусульманского мира XVI век - важная веха, с которой начинается отсчет нового времени.

"В новой истории мусульманства, писал выдающийся востоковед В.В.Бартольд, - в противоположность очень быстрой смене династий и вообще политической неустойчивости власти, небольшим размерам государств и поэтому отсутсвию какого бы то ни было патриотизма, мы теперь встречаем государства, которые там образуются. Мы видим мусульманскую державу Великих Монголов в Индии, затем Турцию, Персию..." Приблизительно в это же время в Центральной Азии возникло Казахское ханство, Яркендское ханство.На исторической арене громко заявили о себе тюркоязычные казахи, узбеки, киргизы, каракалпаки.Казахское ханство существовало вплоть до 1716 года, когда умер последний хан всех казахов Таукехан, и власть перешла в руки многочисленных степных ханов, каждый из которых возглавлял лишь отдельные группы казахов и территорий. Начался процесс дезинтеграции и упадка, завершившийся вхождением страны в состав Российской империи.Этноним "казах", давший название государству, тюркское слово. По мнению большинства исследователей, он означает "вольный человек".

Казахи были свободолюбивые кочевники и земледельцы, обладали огромными тучными стадами животных, богатыми пастбищами и плодородными землями в предгорьях и долинах рек. Однако говоря о казахах и первом государстве казахов - Казахском ханстве, необходимо знать, что происхождение этого народа так же как и истоки его государственности и культуры, восходят ко временам, уходящим далеко в глубь столетий.Уже в эпоху бронзового века, четыре тысячилетия тому назад, на территории Казахстана обитали племена так называемой андроновской и бегазы-дандыбаевской культуры. Они занимались земледелием и скотоводством, были прекрасными воинами, освоившими боевую колесницу.В их обществе уже произошло расслоение: в нем выделялись простой народ и воины-колесничие, покровителем которых, по их представлениям, был бог Солнца, в честь которого исполнялись религиозные гимны.Изображение колесниц сохранилось на скалах, где древние люди устраивали свои племенные святилища-храмы, крышей которых был небесный свод.

На плоскостях обожженных солнцем черных скал люди выбивали сцены ритуальных плясок, изображения солнцеголовых божеств, могучих верблюдов и быков, воплощающих образы древних богов.Курганы знатных воинов, разбросанные по казахстанским степям, отличаются грандиозными размерами насыпи и самой усыпальницы. Наиболее известны некрополи Бегазы и Дандыбай в степях Сары-Арки и Тегискен в Приаралье. Вместе с умершим в могилу клали его оружие: топор, бронзовый кинжал и копья, иногда - коней, впряженных в боевые колесницы.Люди этой эпохи были не только прекрасными воинами, пастухами и земледельцами, но и великолепными металлургами. Из бронзы они изготавливали топоры, ножи, кинжалы, украшения. Они же начали разрабатывать месторождения меди, которые используются до сих пор - это Жезказганские и Саякские медные карьеры. Жили люди в больших поселениях, в землянках и наземных домах, но были и древние города, окруженные стенами и рвами, застроенные жилищами строго по плану. В этих городах жили воины и ремесленники, жрецы и земледельцы.

Обитали эти племена на территории Казахстана около тысячи лет - с XVII в. до н.э. до IX-VIII вв. до н.э. На смену им пришли саки. Так называли этот новый народ древние персы, китайцы называли "сэ", а греки - "скифы". Это были кочевники, полукочевники и земледельцы. Но прежде всего они были прекрасными наездниками. Первыми в мире саки научились стрелять из лука на полном скаку. Именно скифский и сакский всадник послужил прототипом образа неустрашимого кентавра - человека-коня. Быстрые отряды степных рыцарей из горных и степных районов Евразии и, прежде всего, из Казахстана, перевалив в VII в. до н.э. Кавказский хребет , вторглись в Переднюю Азию, разоряли города, грабили дворцы и храмы. Обеспокоенный их успехами, ассирийский царь Ассаргадон (680-669 гг. до н.э.) искал с ними союза и вынужден был отдать скифскому предводителю Партатуа в жены свою дочь.Конница саков появлялась то у стен городов Урарту, то в Палестине, то устремлялась к Египту. Именно саки разрушили Урартскую крепость Тейшебаини. Библейский пророк Иеремия восклицал: "Вот идет народ из северной страны... держит лук и короткое копье... Голос их ревет, как море, скачут на конях, выстроившись, как один человек... Лишь услышим весть о них, как опустятся у нас руки, туга и горе охватывают нас... вражеский меч наводит ужас со всех сторон".

Лишь в конце VI в. до н.э. саки вернулись в свои степи, унося не только награбленную добычу, но и знания о культуре Мидии, Урарту, Ассирии. Позже саки вели кровопролитные войны с ахеменидами. Именно в битве с саками погиб в 530 г. "царь страны Парсуаш из рода Ахеменидов" могущественный Кир. Голова его по приказу сакской царицы Томирис была брошена в бурдюк, наполненный человеческой кровью. Затем саки, уже в союзе с персами, воевали против древней Греции, прославившись в битве при Фермопилах. Успешно сопротивлялись они воинам Александра Македонского, преградив "завоевателю мира" дорогу на Восток, за реку Яксарт (Сырдарья). В IV-111 вв. до н.э. саки создали на территории Казахстана свое первое государство, центр которого находился на территории Жетысу (Семиречье) в юго-восточном Казахстане. Цари саков одновременно исполняли роль верховных жрецов. Саки имели свою письменность, свою мифологию и выдающиееся искусство мирового уровня, получившее в литературе название "Искусство звериного стиля". Сюжеты - хищные звери и травоядные животные, борьба между ними.Шедевры, сделанные из золота и бронзы, украшали экспозиции музеев мира.В огромных курганах саки хоронили своих царей, знатных воинов и жрецов, а вместе с ними в могилы клали множество золотых украшений, оружие, глиняную и деревянную посуду, бытовую утварь.Вблизи города Алматы раскопан сакский курган Иссык, широко известный во всем мире. Под ним, в могиле, обложенной бревнами ели, на деревянном полу лежали останки сакского царя в одежде, сплошь покрытой золотыми пластинами. Голову его венчала высокая остроконечная шапка, украшенная изображениями крылатых коней, символизирующих солнечного бога.

Длинный меч и короткий кинжал составляли вооружение. Вместе с царем в могилу посставили глиняные сосуды с кумысом, деревянные подносы с кусками мяса, драгоценные сосуды из серебра и бронзы. И андроновцы, и их потомки саки были далекими предками казахов, а сменившие саков усуни, жившие в III в. до н.э. - III в. н.э., до сих пор сохранили свое имя в названии одного из крупных казахских племен. Казахи-уйсуни и живут там же, где некогда обитали древние усуни - в Жетысу.Большинство ученых считают, что андроновцы, саки и усуни были европеоиды. В пользу этого свидетельствуют антропологические исследования, но уже с середины I тыс. до н.э. в степях Евразии, в том числе казахстанских, появляются представители монголоидной расы, число которых постоянно увеличивалось.Сложной была и языковая ситуация. Принято считать, что в течение I тысячелетия до н.э.население Казахстана было преимущественно носителем индоевропейских, индоиранских языков. Но сейчас все более утверждается мнение, что среди племен бронзового века, и особенно саков и усуни, имелись племена, говорившие на прототюркских языках. В кургане Иссык, в погребении "Золотого человека", была найдена серебряная чашка, на дне которой вырезана надпись из 26 знаков. Она еще не прочитана. Одни ученые считают, что надпись выполнена на одном из иранских языков, другие - на прототюркском. Но в любом случае, в это время начинается формирование облика и языка средневековых и современных казахов, их психологических стереотипов, многих элементов культуры, быта и народных обычаев.Середина I в. н.э. - важнейшая веха в истории казахов и всех тюрков.

В древнетюркском письменном источнике, написанном в честь прославленного воина царского рода Кюль-Тегина, так говорится о начале новой эпохи в Великой степи: " Когда было сотворено вверху голубое небо, а внизу - бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство предки Бумын-каган и Истеми-каган. Сев на царство, они охраняли государство и устанавливали законы тюркского народа". Империя древних тюрков простиралась от Тихого океана до Черного моря.В это время начинается изменение этнической среды - преобладание переходит к тюркоязычным племенам, центром которых стал Алтай. Во второй половине VI в. в письменных источниках фиксируется термин "тюрк" (в китайском переводе - туцзюе, в согдийском - турк).Археологическое изучение тюркских памятников позволяет сопоставить их с конкретными тюркскими племенными объединениями. На Саяно-Алтае выделены археологические культуры, сопоставимые с ранними киргизами, ранними кыпчаками, ранними огузами. В ходе междоусобиц, племенных войн, борьба за власть и пастбища жившая в степях, горах, долинах Казахстана часть тюркских племен переселилась на юг - в Центральную (тюргеши, карлуки, кыпчаки, узбеки, огузы, туркмены-сельджуки) и Малую Азию, на Кавказ (туркмены и сельджуки), в Европу (кангары-печенеги, кыпчаки-половцы, тюрки-огузы, каракалпаки).На территории Казахстана с VI в. до начала XIII в. существовали, последовательно сменяя друг друга вплоть до монгольского нашествия, Западно-Тюркские, Тюргешский., Карлукский каганаты, государства огузов, караханидов, кимаков, кыпчаков. После монгольского нашествия в начале XIII в. сложились улусы Монгольской империи - Джучи и Джагатая, давшие затем жизнь Ак-Орде, а позже - Казахскому ханству.Все эти государства имели смешанную экономику. Племена скотоводов соседствовали с племенами земледельцев, степь и город дополняли друг друга. Города Тараз, Отрар, Испиджаб, Талхир стояли на Великом Шелковом пути, который соединял в древности и средневековье Запад и Восток: Японию, Корею и Китай с Центральной Азией, Ираном, государством сельджуков, Русью и Византией.По этому пути шли самые разнообразные товары: шелк, полотно, драгоценные камни и серебро, лекарства и красители; на продажу и в качестве редких подарков везли и вели коней, соколов, слонов и гепардов, носорогов и страусов, торговали рабами. По Великому Шелковому пути распространялись искусство танца и живопись, зодчества и музыка. По нему двигались религии: манихейство и буддизм, христианство и ислам, который, начиная с VIII в. становится преобладающей, а затем религией казахов. На берегу Сырдарьи, в г. Туркестане возводится в конце XIV - начале XV в. религиозная святыня казахов и всех тюркоязычных народов - комплекс Ходжи Ахмеда Ясави.Все идеи и достижения разных цивилизаций впитывал и перерабатывал народ, живший на территории Казахстана, внося, в свою очередь, в сокровищницу мировой культуры свои достижения в хозяйстве и культуре - мобильное жилище - юрта, седло и стремена для лошади, военное искусствого боя, ковровые узоры и серебряные украшения, мелодичные напевы и напоминающиую бег степных лошадей музыку.Сейчас древняя страна казахов переживает период развитий и становлений своей государственности, экономики, культуры, стремится занять достойное место в мировом сообществе.

_________________
«…История - это непрерывная борьба между правдой и сиюминутными политическими интересами, … но нельзя забывать, что интересы побеждают на мгновение, а, правда, навсегда»
Мурад Аджи


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 20-03, 21:03 
Не в сети
Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-03, 01:20
Сообщения: 4308
Откуда: C. Петербург
Изображение

Изображение

_________________
«…История - это непрерывная борьба между правдой и сиюминутными политическими интересами, … но нельзя забывать, что интересы побеждают на мгновение, а, правда, навсегда»
Мурад Аджи


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 08-05, 15:37 
Не в сети
Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-03, 01:20
Сообщения: 4308
Откуда: C. Петербург
Изображение
На этой неделе АО «Казпочта» ввела в почтовое обращение на территории республики почтовые марки на тему «Охотничьи собаки». Героиней торжественной церемонии гашения, проходившей в одном из живописнейших уголков южной столицы — Алма-Арасанском ущелье, — стала тазы по кличке Ада, грациозная красавица, позировавшая для новой марки художнику Данияру Мухамеджанову.

Впрочем, слово «кличка» к этому интеллигентному существу совсем не подходит. Не зря в народе ее считают не совсем собакой, а неким высшим существом. Она издревле входит в число семи самых значимых ценностей кочевника, всегда была его самым первым другом.
Изображение
У руководителя секции легавых пород охотничьего клуба Андрея Парфенова есть все основания, чтобы гордиться своей питомицей. Ада занесена в каталог «Лучшие собаки Казахстана 2004—2005 годов», имеет семь титулов «Кандидат в национальные чемпионы САС», пять раз была кандидатом в международные чемпионы САСIV. Особая гордость — полевой диплом III степени по подсадному барсуку. Ада спокойно и достойно позировала художнику, и теперь ее изображение надолго останется на конвертах казахстанской почты и в коллекциях филателистов.

Еще больше собаководы ценят в своих подопечных тонкую душу и высокий интеллект. В этом тазы, по мнению Валентины Бабичевой, руководителя питомника «Байконур», намного выше других пород. Она понимает человеческую речь, особенно ребенка, на каком бы языке он ни говорил.

От хозяйки Адиной мамы можно услышать немало легенд и рассказов о тазы. Одна бабушка поведала ей историю своего военного детства в Семипалатинской области, когда все четыре года одна собака кормила весь аул, в котором практически не было мужчин. Эта охотница может развивать скорость до восьмидесяти километров в час, очень азартна, вынослива и экономна в движении.

— А как же морозы и ветра, ведь тазы не имеют теплой шерсти и довольно хрупки, спросила я апу, — вспоминает Валентина Бабичева. — И она мне ответила: а так — первая корпешка всегда ее была.

Другая история связана с Динмухамедом Кунаевым, который отказался заходить на дачу к Косыгину, когда хозяин попросил оставить собаку Кунаева у входа на привязи.

Главная забота всех питомников сейчас — сохранить чистоту породы. По сохранившимся описаниям Марко Поло и других путешественников собаководы воспроизвели первоначальный вид национальной породы и стремятся, чтобы потомство соответствовало ему. Поэтому они стараются отдавать тазы только тем, кто действительно любит собак, кто потом консультируется с ними, прислушивается к их советам по вязке, выезжает с ними на природу. Словом, «держат на коротком поводке» владельцев тазы, стараясь контролировать их отношение к собакам. Не секрет, что многие покупают их для престижа, как джипы. Всего на контроле питомника «Байконур» около ста пятидесяти собак, все в основном в Алматы, и только половина из них имеет документы.

Три таких борзых восточной группы продефилировали под аплодисменты на презентации гашения марки совместного выпуска Казахстана и Эстонии. Их погасили и подписали заместитель председателя правления АО «Казпочта» Даурен Молдагалиев и управляющий эстонской почтовой марки почты Эстонии Лайдар Лаос. На конверте — сцепка из двух марок, на одной из которых изображена казахская тазы, на другой — эстонская гончая. Совместный проект почтмейстеров не случаен. Казпочта сотрудничает со многими странами, а с Эстонией даже планирует создать совместное предприятие в сфере логистики. А тут еще нашлась общая тема — охотничьи собаки.

Эстонская гончая — одна из группы пород охотничьих собак — тоже известна с глубокой древности. Как и тазы, она охотится на зайцев. Эстонские коллеги поддержали идею создания новых марок. И в тот же день в Таллине проходила подобная церемония гашения марок с изображением казахских и эстонских пород собак.

Кстати, марка и так называемый конверт первого дня имеет особенную значимость в сфере филателии. Именно этот конверт и марка с подписями лиц, производивших гашение, будет иметь особую ликвидность спустя многие годы. Да и в наши дни миниатюры на конвертах, запечатлевшие основные вехи истории и культурного наследия, вызывают интерес и уважение к стране, где они создаются. Не случайно почтовые марки называют визитными карточками государства.

Напомним, первая марка в независимом Казахстане была введена в обращение в марте 1992 года, а изображен на ней был «Золотой человек». С тех пор выпущено уже более пятисот тридцати марок, и среди них было много совместных с другими странами. Это «Спасите Арал», «Редкие птицы» совместно с Россией, «Прикладное искусство» — совместно с Китаем, «Защита окружающей среды» — с Украиной, «Живопись» — с Узбекистаном, «Музыкальные инструменты» — с Таджикистаном.

В Филателистическом музее при ООН в Женеве экспонируются казахстанские почтовые марки на темы «Диалог цивилизаций», «Международный год гор», «Борьба против туберкулеза и СПИДа». А в Музее ЮНЕСКО хранятся почтовые марки, посвященные Абаю Кунанбаеву и Канышу Сатпаеву.

Теперь коллекция марок Казахстана пополнилась еще одним национальным символом — четвероногим другом человека, верным и красивым.

Ольга МАЛАХОВА,

фото Юрия БЕККЕРА

_________________
«…История - это непрерывная борьба между правдой и сиюминутными политическими интересами, … но нельзя забывать, что интересы побеждают на мгновение, а, правда, навсегда»
Мурад Аджи


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 08-05, 15:38 
Не в сети
Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-03, 01:20
Сообщения: 4308
Откуда: C. Петербург
Национальное достояние Казахстана... собака
Фатима Косаева
Би-би-си, Алма-Ата

"Спасем живые памятники Центрально-азиатской цивилизации" - под таким девизом в Алма-Ате проходит выставка собак древних казахских пород - тазы и тобеты.

Ученые определяют их возраст примерно в 4 тысячи лет. Обе породы в современном Казахстане находятся на грани вырождения.

Тазы - это великолепная охотничья порода. В современном Казахстане чистокровных представителей этой породы осталось около 300. Хотя всего век назад их было более 7 тысяч.

Участь другой породы казахских собак - тобеты - еще более незавидна. Их счет ведется на единицы.

Как говорит руководитель "Клуба кровного охотничьего собаководства Казахстана" Константин Плахов, сегодня еще не поздно остановить вырождение собак.

Однако уже через 5-6 лет восстановить породы будет невозможно. По словам Плахова, для спасения национального достояния - а именно так рассматривают специалисты тазы и тобетов - необходима поддержка государства.

Не хуже иностранных пород

Молодой пес, которому не было еще двух лет, вступил в схватку с четырьмя волками одновременно
Константин Плахов, "Клуб кровного охотничьего собаководства Казахстана"
Содержание одного питомника уже сегодня обходится в 1 млн. долларов. Такой питомник может производить по 100 щенков каждой из пород в год.

Потребность казахстанских спецслужб, таких как полиция, таможня, пограничная служба и спасатели - около 500 новых собак ежегодно.

Сейчас Казахстан закупает служебных собак в Европе, в частности в Германии, тратя на это миллионы долларов.

Между тем, по утверждению Плахова, казахская приотарная - сторожевая - собака тобеты справляется со служебными обязанностями охраны, поиска и спасения ничуть не хуже иностранных пород.

"В этом году у нас погибло два тобета на охране отар. Один из них, молодой пес, которому не было еще двух лет, вступил в схватку с четырьмя волками одновременно. Один! Это очень серьезный показатель - такие вещи не под силу практически ни одной другой породе", - рассказывает Плахов.

Помимо финансового участия, считают кинологи, государство должно изменить статус национального собаководства. Сегодня разведение собак считается хобби или мелким частным бизнесом.

Специалисты настаивают на том, чтобы в Казахстане собаководству придали статус сельскохозяйственной отрасли наравне с племенным животноводством.

Больший эффект

Как вспоминают старики, в прошлом казахи-чабаны кормили щенят тобетов из деревянных мисок (ит-аяк), внутри выделанных шкурой волка, чтобы волкодавы с детства привыкали воспринимать запах волков, как пищу.

А сегодня казахстанские скотоводы терпят многомиллионные убытки от нападения волков.

Местные власти выплачивают в сезон отстрела от 10 до 40 долларов за одного убитого хищника. Специалисты считают, что хорошие сторожевые псы дают больший эффект.

И, наконец, тазы и тобеты являются настоящими памятники культуры и истории казахского народа и народов его прародителей.

Наскальные рисунки на территории Алматинской области свидетельствуют, что эти породы собак на территории современного Казахстана были известны человеку еще 4 тысячи лет назад.

Один из первых исследователей тазы в Казахстане описывал случай, когда за одну тазу с верховьев реки Каратала (Семиречье) отдавали девушку, отказываясь от калыма в 47 лошадей.

Как в Китае

Как поясняют специалисты, вымирание казахских пород борзых и сторожевых собак шло под воздействием социально-экономических факторов: после революции и голода 1930-х годов казахи перешли от кочевого к оседлому образу жизни, теряя традиций, сокращая охотничьи угодья и уменьшая масштабы овцеводства.

В результате нужда в хороших собаках уменьшилась.

Кроме того, местные породы стали вымирать и под воздействием биологических факторов: ввоз и разведение других пород собак, новые заразные болезни, высокая смертность молодняка, использование отравленных приманок для волков, лисиц и других животных, близкородственное разведение, особенно метизированных собак, уничтожение новорожденных сук.

При этом, по данным "Клуба кровного охотничьего собаководства Казахстана", на племенном учете в России, Украине, странах Балтии, Германии и Дании состоит около 200 среднеазиатских тазы.

Вне районов аборигенного распространения этой породы за ними ведется куда более тщательный уход и работа по сохранению породы.

Это напоминает ситуацию с Китаем - благодаря англичанам, успевшим вывезти и спасти китайских собак, его жителям есть, где их посмотреть.
Адрес статьи на bbcrussian.com
"http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/hi/russian/news/newsid_3560000/3560683.stm"

Дата и время публикации: 2004/03/23 11:40:54 GMT

_________________
«…История - это непрерывная борьба между правдой и сиюминутными политическими интересами, … но нельзя забывать, что интересы побеждают на мгновение, а, правда, навсегда»
Мурад Аджи


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 08-05, 15:39 
Не в сети
Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-03, 01:20
Сообщения: 4308
Откуда: C. Петербург
21.10.2005
Больше, чем собака


Дружеское рукопожатие. Заместитель Председателя Правления АО «Казпочта» Д. Молдагалиев и управляющий Эстонской почтовой марки Почты Эстонии Л. ЛаосНа этой неделе АО «Казпочта» ввела в почтовое обращение на территории республики почтовые марки на тему «Охотничьи собаки». Героиней торжественной церемонии гашения, проходившей в одном из живописнейших уголков южной столицы — ИзображениеАлма-Арасанском ущелье, — стала тазы по кличке Ада, грациозная красавица, позировавшая для новой марки художнику Данияру Мухамеджанову.

Впрочем, слово «кличка» к этому интеллигентному существу совсем не подходит. Не зря в народе ее считают не совсем собакой, а неким высшим существом. Она издревле входит в число семи самых значимых ценностей кочевника, всегда была его самым первым другом.

У руководителя секции легавых пород охотничьего клуба Андрея Парфенова есть все основания, чтобы гордиться своей питомицей. Ада занесена в каталог «Лучшие собаки Казахстана 2004—2005 годов», имеет семь титулов «Кандидат в национальные чемпионы САС», пять раз была кандидатом в международные чемпионы САСIV. Особая гордость — полевой диплом III степени по подсадному барсуку. Ада спокойно и достойно позировала художнику, и теперь ее изображение надолго останется на конвертах казахстанской почты и в коллекциях филателистов.

Еще больше собаководы ценят в своих подопечных тонкую душу и высокий интеллект. В этом тазы, по мнению Валентины Бабичевой, руководителя питомника «Байконур», намного выше других пород. Она понимает человеческую речь, особенно ребенка, на каком бы языке он ни говорил.

От хозяйки Адиной мамы можно услышать немало легенд и рассказов о тазы. Одна бабушка поведала ей историю своего военного детства в Семипалатинской области, когда все четыре года одна собака кормила весь аул, в котором практически не было мужчин. Эта охотница может развивать скорость до восьмидесяти километров в час, очень азартна, вынослива и экономна в движении.

— А как же морозы и ветра, ведь тазы не имеют теплой шерсти и довольно хрупки, спросила я апу, — вспоминает Валентина Бабичева. — И она мне ответила: а так — первая корпешка всегда ее была.

Другая история связана с Динмухамедом Кунаевым, который отказался заходить на дачу к Косыгину, когда хозяин попросил оставить собаку Кунаева у входа на привязи.

Главная забота всех питомников сейчас — сохранить чистоту породы. По сохранившимся описаниям Марко Поло и других путешественников собаководы воспроизвели первоначальный вид национальной породы и стремятся, чтобы потомство соответствовало ему. Поэтому они стараются отдавать тазы только тем, кто действительно любит собак, кто потом консультируется с ними, прислушивается к их советам по вязке, выезжает с ними на природу. Словом, «держат на коротком поводке» владельцев тазы, стараясь контролировать их отношение к собакам. Не секрет, что многие покупают их для престижа, как джипы. Всего на контроле питомника «Байконур» около ста пятидесяти собак, все в основном в Алматы, и только половина из них имеет документы.

Три таких борзых восточной группы продефилировали под аплодисменты на презентации гашения марки совместного выпуска Казахстана и Эстонии. Их погасили и подписали заместитель председателя правления АО «Казпочта» Даурен Молдагалиев и управляющий эстонской почтовой марки почты Эстонии Лайдар Лаос. На конверте — сцепка из двух марок, на одной из которых изображена казахская тазы, на другой — эстонская гончая. Совместный проект почтмейстеров не случаен. Казпочта сотрудничает со многими странами, а с Эстонией даже планирует создать совместное предприятие в сфере логистики. А тут еще нашлась общая тема — охотничьи собаки.

Эстонская гончая — одна из группы пород охотничьих собак — тоже известна с глубокой древности. Как и тазы, она охотится на зайцев. Эстонские коллеги поддержали идею создания новых марок. И в тот же день в Таллине проходила подобная церемония гашения марок с изображением казахских и эстонских пород собак.

Кстати, марка и так называемый конверт первого дня имеет особенную значимость в сфере филателии. Именно этот конверт и марка с подписями лиц, производивших гашение, будет иметь особую ликвидность спустя многие годы. Да и в наши дни миниатюры на конвертах, запечатлевшие основные вехи истории и культурного наследия, вызывают интерес и уважение к стране, где они создаются. Не случайно почтовые марки называют визитными карточками государства.

Напомним, первая марка в независимом Казахстане была введена в обращение в марте 1992 года, а изображен на ней был «Золотой человек». С тех пор выпущено уже более пятисот тридцати марок, и среди них было много совместных с другими странами. Это «Спасите Арал», «Редкие птицы» совместно с Россией, «Прикладное искусство» — совместно с Китаем, «Защита окружающей среды» — с Украиной, «Живопись» — с Узбекистаном, «Музыкальные инструменты» — с Таджикистаном.

В Филателистическом музее при ООН в Женеве экспонируются казахстанские почтовые марки на темы «Диалог цивилизаций», «Международный год гор», «Борьба против туберкулеза и СПИДа». А в Музее ЮНЕСКО хранятся почтовые марки, посвященные Абаю Кунанбаеву и Канышу Сатпаеву.

Теперь коллекция марок Казахстана пополнилась еще одним национальным символом — четвероногим другом человека, верным и красивым.

_________________
«…История - это непрерывная борьба между правдой и сиюминутными политическими интересами, … но нельзя забывать, что интересы побеждают на мгновение, а, правда, навсегда»
Мурад Аджи


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 08-05, 15:41 
Не в сети
Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-03, 01:20
Сообщения: 4308
Откуда: C. Петербург
ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ВЫМИРАЮЩИХ ПОРОД СОБАК

Экосоюз «Табигат» занимается спасением от вымирания местных пород собак - борзых тазы и пастушечьих тобетов. Согласно Конвенции Сохранения биоразнообразия, принятой в «Рио-де-Жанейро» в 1996г., охране подлежит все многообразие животного и растительного и мира планеты. Особое место среди исчезающих пород занимают местные породы домашних животных, которые культивировались на территории современного Казахстана. Они оказались на грани исчезновения, хотя данным на 1938г количество собак этой породы составляло около 7 тыс. особей. В настоящее время по определению специалистов поголовье казахских тазы сократилось до нескольких сотен. Борзые казахские тазы, обладают выдающимися охотничьими качествами. Эта собака является одним из своеобразных символов кочевого уклада жизни казахов и главная роль в совершенствовании ее породы принадлежит человеку. Созданная для высоких скоростей, гибкая, сильная и неутомимая в скачке, сравнимая только с гепардом - самым быстрым животным на земле, она всегда была сокровищем кочевников. У казахов она входила в число семи богатств, которые необходимо было иметь в юрте и почиталась как священный дар аллаха. Вымирающие тазы и пастушечьи тобеты являются культурным наследием казахов. Их сохранение требует бережного отношения от человечества
http://www.tabigat.nursat.kz/dogs.htm

_________________
«…История - это непрерывная борьба между правдой и сиюминутными политическими интересами, … но нельзя забывать, что интересы побеждают на мгновение, а, правда, навсегда»
Мурад Аджи


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24-11, 00:01 
Не в сети
Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-03, 01:20
Сообщения: 4308
Откуда: C. Петербург
Государственный гимн Республики Казахстан.

Государственный гимн.

Авторы слов - Музафар Алимбаев, Кадыр Мурзалиев, Туманбай Молдагалиев, Жадыра Дарибаева.

Авторы музыки - Мукан Тулебаев, Евгений Брусиловский, Латиф Хамиди.

Подстрочный перевод текста Государственного гимна Республики Казахстан:

Мы - народ свободный, дети чести,
На пути к свободе жертвовали всем.
Из тисков испытаний судьбы, из адских огней
Вышли победителями, мы уцелели.
Пари ввысь, орел свободы,
Призывая к единению!
Сила-мощь героя - в народе.
Сила-мощь народа - в сплоченности!
Уважая матерей, чтя гениев народов,
В годину лихолетья мы распахнули свои объятия всем.
Казахская степь - любимая Родина,
Святая колыбель дружбы и солидарности!
Пари ввысь, орел свободы,
Призывая к единению!
Сила-мощь героя - в народе.
Сила-мощь народа - в сплоченности!
Мы многое пережили. Пусть прошлое послужит уроком.
Верим мы в светлое, прекрасное будущее.
Все самое святое: честь, достоинство, родная речь
Традиции, мужество и державность -
Мы передаем, как наказ, будущему поколению!
Пари ввысь, орел свободы,
Призывая к единению!
Сила-мощь героя - в народе.
Сила-мощь народа - в сплоченности!

_________________
«…История - это непрерывная борьба между правдой и сиюминутными политическими интересами, … но нельзя забывать, что интересы побеждают на мгновение, а, правда, навсегда»
Мурад Аджи


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24-11, 00:02 
Не в сети
Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-03, 01:20
Сообщения: 4308
Откуда: C. Петербург
Древняя История

Исторические корни казахов восходят к тюркским племенам, заселявшим обширные степи между Россией и Китаем в 8 в до н.э., и Монголам, переселившимся на эти земли в 13 веке. В 13-ом столетии казахская территория вошла в состав империи Ченгиз Хана. После смерти Ченгиз хана в 1227 году, империя была разделена между его потомками. Большая часть современного Казахстана вошла в улус его сына Чагадая, западный и большинство северных районов Казахстана были включены в империю Золотой Орды, управляемой ханом Батый, внуком Ченгиз хана.

Географическое положение Казахстана в значительной мере способствовало его развитию. Отрезок крупного караванного маршрута, известного как Великий Шелковый Путь, связывающего Византию и Китай, проходил через южную часть страны. Не менее важное значение имели караванный маршрут вдоль реки Сырдарья, ведущий к южному Уралу и смежным территориям, и торговый маршрут, проходивший через Центральный Казахстан и Алтай к юго-западным областям Сибири. На пути следования караванных маршрутов появлялись торговые города и караван-сараи, интенсивно развивалась торговля и сельское хозяйство. Отрар (современный Фараб) и Тараз были наиболее крупными и известными торговыми центрами.

Местные и кочевые племена, прибывшие с Алтая, положили начало формированию казахской национальности. Во второй половине 15 века появилось первое Казахское ханство, а окончательное формирование казахской нации, созданной смешением Монголов и тюрков, относят к первой половине 16 века. Слово " Казах " в переводе с древнетюркского означает - свободный и независимый кочевник.

В начале 16-ого столетия казахские кочевые племена объединились для создания великой империи под предводительством хана Касыма. Однако, вскоре казахи снова размежевались на враждующие между собой племена. В результате этой междоусобной борьбы, сформировалось три основных клана - Большая Орда (Улы Жуз) в юго-восточной части современного Казахстана, Средняя Орда (Орта Жуз) в центральной части степи, и Младшая Орда (Кишы Жуз) между Аральским морем и рекой Урал на западе. Каждая орда состояла из множества племен, которыми управляли ханы. Хан Хак - Назар добился успеха в объединении казахских жузов в 1538 - 1580 годах , однако к 17-ому столетию казахские племена снова распались. В 1680-ых гг. казахи воевали с восточными захватчиками Ойротами, состоящими из четырех монгольских племен, включая Джунгар, которых привлекали казахские земли. Несмотря на то, что казахские жузы объединили свои усилия на время войны, Джунгарские набеги полностью разорили казахов к 1720 г. Эти годы вошли в историю как "Годы великого бедствия".

Присоединение к России

В 16 веке казаки (приграничные поселенцы) из России начали обосновываться на реке Урал. К концу 17-ого столетия между казаками и Российским имперским правительством было достигнуто официальное соглашение, согласно которому казаки защищали Российскую границу в обмен на право владения землей и местную автономию. В начале 18-ого столетия казаки основали линию поселений и укрепления через северную казахскую границу для защиты Российской границы, которая в то время расширилась в восточном направлении до Сибири. Во время Джунгарских нашествий, казахи не раз обращались к России с просьбой о защите и поставках оружия. Россия в то время не желала быть вовлеченной в эти войны, однако впоследствии казахские жузы заявили о преданности России в обмен на защиту с ее стороны. В 1731 г. Младший жуз принес присягу верности России, впоследствии к нему присоединились Средний жуз в 1740 году и Старший жуз в 1742 году, несмотря на то, что часть его территории в 1757-1781 гг находилась в подчинении у китайской династии Кинг. Ханы всех жузов обещали защищать российские границы, смежные с казахскими территориями, защищать российские торговые караваны в степях, в случае необходимости, предоставлять воинов для российской армии, а также выплачивать дань России. Постепенно Россия достигла доминирующего положения в местном управлении, начала ограничивать полномочия казахских ханов и навязывать российскую административную систему. По мере того как возрастало российское влияние, ханская власть ослабевала. В 1790-ых годах начались восстания казахов против Российского правления, которые оказались малоэффективными и привели к принятию Россией решения об отмене Казахской автономии. Казахские жузы потеряли независимость в следующей последовательности - Средний Жуз в 1822 г., Младший - в 1824 г., и Старший - в 1848 г., таким образом, все казахские земли вошли в состав Российской империи.

В 1860-ых г.г. Россия начала крупномасштабное военное наступление на юг в попытке обеспечить свободный доступ к Хиве и другим торговым центрам юга Средней Азии. В 1880-ых годах российские военные силы захватили всю Среднюю Азию. В современном Казахстане казачьи заставы преобразовались в крестьянские поселения, поскольку русские и другие славяне переселялись в степи во все более значительных количествах. В период между 1906 и 1914 гг., приток поселенцев составлял в среднем более 140,000 в год.

Поселения строго ограничили традиционные кочевые маршруты казахов, между казахами и новыми поселенцами начались разногласия. Напряженность отношений усилилась к июню 1916 г. в связи с выходом правительственного декрета, постановляющего вербовать казахов и других жителей Центральной Азии в рабочие батальоны. Центрально-Азиатские народы подняли восстание против декрета, которое к августу, вылилось в широкомасштабную кровопролитную борьбу. Казахи обратили свой гнев на российских поселенцев, убивая их тысячами, в то время как поселенцы сформировали в некоторых областях вооруженные группы, устраивавшие кровавые расправы над местным населением. За время восстания, которое продолжалось до конца года, около 300,000 казахов бежали на территорию провинции Циньзянь в Китае.

Правление Российской империи, закончилось с победой Русской Революции 1917 года, когда Большевики (военные социалисты) захватили власть в Российском правительстве. Казахская националистическая партия, Алаш-орда, провозгласила автономию казахского народа в декабре 1917 г. Лидеры Алаш Орды основали Казахское правительство, которое было разделено на восточные и западные административные зоны в связи с обширностью казахской территории.

Советский Период

Лидеры Алаш Орды первоначально выступали против действий большевиков во время Гражданской Войны (1918-1921). Некоторые казахские лидеры обратились к антибольшевицким Белым силам, в поисках поддержки в снабжении оружием для борьбы с большевиками. Лидер Белых, адмирал Александр Колчак, отказал им в просьбе и приказал подавить Алаш Орду. Позже казахские националисты нашли компромисс с большевиками, получив гарантии сохранения Казахской автономии. В 1920 г. территория, не совсем соответствующая территории современного Казахстана (граница позднее была пересмотрена), была объявлена автономной социалистической республикой. Казахская национальная элита, состоящая главным образом из лидеров Алаш Орды, вошла в состав местных органов власти. В начале 1920-ых годов на страну обрушился жесточайший голод, который унес жизни от 1 до 3 миллионов казахов. В декабре 1922 г. был основан Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Казахстан был включен в СССР как Киргизская Автономная Советская Социалистическая Республика (АССР). Это название оставалось за республикой до 1925 г., прежде чем она была переименована в Казахскую АССР. В 1929 г. город Алматы на юго-востоке страны стал столицей республики. В 1936 г. Казахская АССР была преобразована в Советскую Социалистическую Республику (ССР) в составе Советского Союза. В 1937 г. была сформирована Коммунистическая партия Казахстана, как отделение Коммунистической партии Советского Союза (КПСС). В 1928 г. советские власти отстранили всех казахских лидеров от управления в местных органах власти. По инициативе действующего лидера Коммунистической партии, Иосифа Сталина была запущена программа коллективизации сельского хозяйства, предусматривающая конфискацию имущества и объединение всех пахотных земель в большие коллективные и советские хозяйства (колхозы и совхозы). Казахская культура и образ жизни были фактически разрушены в результате государственной программы насильственного расселения казахов в колхозах и совхозах. Казахские кочевники предпочитали забивать свой домашний скот его передаче советским властям. Более 1 миллиона казахов погибло в результате страшного голода, наблюдались массовые переселения местного населения в Китай во избежание принудительного поселения. В конце 1930-ых годов, в период жестоких сталинских репрессий, казахская национальная элита была практически уничтожена. Во время Второй Мировой Войны (1939-1945), Сталин распорядился о проведении крупномасштабной программы высылки "ненадежных" этнических групп в отдаленные регионы Средней Азии. Многие ссыльные народы были отправлены в Казахстан, среди них немцы из Волжской области России, татары с Крымского полуострова (в составе современной Украины), и корейцы с Дальнего Востока.

В 1950-ые годы советский лидер Никита Хрущев начал осуществление крупной государственной кампании по освоению целинных и залежных земель, целью которой была культивация обширных земельных площадей северного Казахстана и юго-западной Сибири. В Казахской республике Программа контролировалась Леонидом Брежневым, который в 1960-ые гг. заменил Хрущева на посту председателя Компартии. Несмотря на общий провал программы, ее результатом стало быстрое преобразование северных пастбищных равнин Казахской республики в сельскохозяйственные угодья, специализирующиеся на пшенице и других зерновых культурах. Также в 1950-ые гг. советскими властями был основан космический центр - Космодром Байконур в восточной и центральной части Казахской ССР. Кроме того, создавались полигоны для ядерных испытаний возле г. Семипалатинска (ныне Семей) на востоке и огромные промышленные зоны на севере и востоке республики. Причиной новой волны иммиграции славянских народов в Казахскую ССР стала острая необходимость в квалифицированной рабочей силе для развития новых отраслей промышленности. Население русской национальности превзошло в численности коренное население, составив, таким образом, самую большую этническую группу республики. Данная демографическая тенденция сохранялась до 1980-ых гг.

_________________
«…История - это непрерывная борьба между правдой и сиюминутными политическими интересами, … но нельзя забывать, что интересы побеждают на мгновение, а, правда, навсегда»
Мурад Аджи


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Русская поддержка phpBB
http://st-petersburg.dorus.ru/: Таксы жестики. кролик, миник, черно-под. и мрамор